сравнение Java и C++

Категория Java C++
Общее позиционирование Высокоуровневый объектно-ориентированный язык, работающий на JVM. «Пиши один раз — запускай везде». Корпоративный, безопасный, GC, развитая экосистема. Универсальный системный язык, компилируемый в машинный код. Максимальный контроль над памятью и производительностью. Используется от микроконтроллеров до ядра ОС.
Парадигма Объектно-ориентированный, частично функциональный (Streams, lambda). Мультипарадигменный: процедурный, ООП, шаблонный (template), функциональный.
Пример “Hello World” public class App { public static void main(String[] args){ System.out.println("Hello, World"); } } #include <iostream> using namespace std; int main(){ cout << "Hello, World"; }
Компиляция и запуск javac → байткод → JVM → JIT g++ main.cpp -o main && ./main (AOT-компиляция в машинный код)
Типизация Статическая и строгая, с автоматической упаковкой/распаковкой примитивов. Статическая, строгая, с возможностью вывода типа (auto с C++11).
Исполняемая среда Требуется JVM. Нативный бинарник без виртуальной машины.
Память и управление Автоматический GC; нет указателей, только ссылки. Ручное управление памятью (new/delete) + RAII + умные указатели (unique_ptr, shared_ptr).
Производительность Высокая, но ниже, чем у нативного кода (из-за JVM и GC). Максимальная, ближе всего к C и ассемблеру; управление на уровне железа.
Переменные и типы int x = 10; double y = 3.14; int x = 10; double y = 3.14; auto z = x + y;
Классы и объекты Только ссылочные типы; всё создаётся через new; всё наследует Object. Классы и структуры; могут быть на стеке или в куче; множественное наследование; нет общего базового класса.
Интерфейсы и абстракция Интерфейсы (interface) и абстрактные классы; реализация через implements / extends. Абстрактные классы и виртуальные функции (virtual), чисто виртуальные методы (=0). Нет отдельного ключевого слова “interface”.
ООП и наследование Одно наследование классов, множественная реализация интерфейсов. Полное множественное наследование, включая реализацию; разрешение конфликтов через виртуальные базы.
Инкапсуляция Модификаторы доступа: public, private, protected, package-private. Такие же уровни (public, private, protected), без пакетной области.
Полиморфизм Виртуальные методы по умолчанию (через интерфейсы). Виртуальные методы явные; можно отключать (final) или включать вручную.
Конструкторы / деструкторы Конструкторы, финализаторы (finalize() — устарел), управление памятью через GC. Конструкторы и деструкторы с детерминированным временем вызова (RAII).
Шаблоны / Дженерики Generics — стираются при компиляции (type erasure). Templates — создают реальные версии кода на этапе компиляции (code generation).
Функции и лямбды Лямбды и Stream API (с Java 8). Лямбды, функторы, std::function (C++11+).
Исключения Checked и unchecked исключения, try/catch/finally. Исключения (throw, catch), но checked отсутствуют. Можно полностью отключить (-fno-exceptions).
Коллекции List, Map, Set, Queue (java.util.*) + Stream API. STL (vector, map, set, queue, list, unordered_map, и т.д.).
Работа с файлами / I/O java.io, java.nio, Files.readAllLines() fstream, ifstream, ofstream, std::filesystem.
Параллелизм и многопоточность Потоки (Thread, Executor, CompletableFuture), синхронизация synchronized. Потоки (std::thread), мьютексы (std::mutex), атомики, std::async, future.
Асинхронность CompletableFuture, Reactive Streams (WebFlux). std::future, std::async, корутины (C++20 co_await).
Работа с сетью java.net, HttpClient, NIO Channels, Spring WebClient. Boost.Asio, cpprestsdk, cpr, libcurl.
Модули и зависимости Maven / Gradle; JAR, WAR; Java Modules (JPMS). CMake, Makefile, Conan, vcpkg; #include + линковка библиотек.
Тестирование JUnit, TestNG, Mockito. GoogleTest (gtest), Catch2, doctest.
Документация Javadoc. Doxygen, комментарии ///.
Логирование SLF4J, Log4j, Logback. spdlog, loguru, Boost.Log.
Фреймворки / Web Spring Boot, Jakarta EE, Micronaut, Quarkus. Crow, Pistache, CppRest, Drogon, oatpp.
ORM и БД Hibernate, JPA, MyBatis, Spring Data. SOCI, ODB ORM, sqlitecpp, pqxx, nanodbc.
GUI JavaFX, Swing, AWT. Qt, wxWidgets, ImGui, FLTK.
Игровые движки jMonkeyEngine, LibGDX. Unreal Engine, Unity (через C#), Godot (C++ core).
Безопасность / шифрование Java Cryptography API, BouncyCastle. OpenSSL, libsodium, Botan.
Документирование API OpenAPI через springdoc. Doxygen + OpenAPI bindings.
Инструменты сборки / CI Maven, Gradle, Jenkins, GitLab CI. CMake, Make, Bazel, Ninja, Conan, GitHub Actions.
Пакетирование / деплой JAR/WAR под JVM, Docker, Kubernetes. Нативные бинарники (.exe, ELF), статическая или динамическая линковка.
Производительность Высокая, но JIT и GC добавляют оверхед. Выше, чем у Java; ближе к аппаратному уровню.
Размер приложения JAR + JVM (~20–100 МБ). Один бинарник (~1–10 МБ), без рантайма.
Кроссплатформенность JVM обеспечивает независимость от ОС. Кроссплатформенность достигается перекомпиляцией (Windows/Linux/macOS).
Сборка мусора Автоматическая (GC). Нет GC; управление вручную или через RAII.
Многопоточность и синхронизация Встроенная модель Thread, synchronized, volatile. std::thread, std::mutex, std::atomic, std::lock_guard, condition_variable.
Функциональные возможности Лямбды, Streams, Optional, pattern matching (в новых версиях). Лямбды, ranges (C++20), std::optional, variant, concepts.
Современные стандарты Java 17+ (LTS), Java 21 (в 2024). C++17, C++20, C++23 (развитие STL, ranges, modules).
Преимущества Простота и безопасность, кроссплатформенность, автоматическая память, огромная экосистема. Максимальный контроль, скорость, возможности low-level, гибкость и zero-cost абстракции.
Недостатки Медленнее C++; требует JVM; verbose синтаксис. Сложный язык, ручное управление памятью, возможны утечки.
Типичные области применения Корпоративные системы, Android, микросервисы, FinTech, backend. Системное ПО, игры, high-performance, embedded, компиляторы, движки, графика.
Крупные проекты Minecraft, Kafka, Jenkins, Hadoop. Chrome, Unreal Engine, Windows, Blender, MySQL.
Философия Безопасность и переносимость важнее скорости. Контроль и производительность важнее простоты.
Автор: к.п.н., Румянцев Сергей Александрович, доцент Финансового университета при Правительстве РФ; доцент ОЧУВО Международного инновационного университета; Консалтинг, управление разработкой ПО; системный и бизнес анализ; менеджмент; аналитиз данных; управление ИТ. Телефон для связи +79269444818 (мессенджеры)   Короткая ссылка:
Категория Java C++
Общее позиционирование Высокоуровневый объектно-ориентированный язык, работающий на JVM. «Пиши один раз — запускай везде». Корпоративный, безопасный, GC, развитая экосистема. Универсальный системный язык, компилируемый в машинный код. Максимальный контроль над памятью и производительностью. Используется от микроконтроллеров до ядра ОС.
Парадигма Объектно-ориентированный, частично функциональный (Streams, lambda). Мультипарадигменный: процедурный, ООП, шаблонный (template), функциональный.
Пример “Hello World” public class App { public static void main(String[] args){ System.out.println("Hello, World"); } } #include <iostream> using namespace std; int main(){ cout << "Hello, World"; }
Компиляция и запуск javac → байткод → JVM → JIT g++ main.cpp -o main && ./main (AOT-компиляция в машинный код)
Типизация Статическая и строгая, с автоматической упаковкой/распаковкой примитивов. Статическая, строгая, с возможностью вывода типа (auto с C++11).
Исполняемая среда Требуется JVM. Нативный бинарник без виртуальной машины.
Память и управление Автоматический GC; нет указателей, только ссылки. Ручное управление памятью (new/delete) + RAII + умные указатели (unique_ptr, shared_ptr).
Производительность Высокая, но ниже, чем у нативного кода (из-за JVM и GC). Максимальная, ближе всего к C и ассемблеру; управление на уровне железа.
Переменные и типы int x = 10; double y = 3.14; int x = 10; double y = 3.14; auto z = x + y;
Классы и объекты Только ссылочные типы; всё создаётся через new; всё наследует Object. Классы и структуры; могут быть на стеке или в куче; множественное наследование; нет общего базового класса.
Интерфейсы и абстракция Интерфейсы (interface) и абстрактные классы; реализация через implements / extends. Абстрактные классы и виртуальные функции (virtual), чисто виртуальные методы (=0). Нет отдельного ключевого слова “interface”.
ООП и наследование Одно наследование классов, множественная реализация интерфейсов. Полное множественное наследование, включая реализацию; разрешение конфликтов через виртуальные базы.
Инкапсуляция Модификаторы доступа: public, private, protected, package-private. Такие же уровни (public, private, protected), без пакетной области.
Полиморфизм Виртуальные методы по умолчанию (через интерфейсы). Виртуальные методы явные; можно отключать (final) или включать вручную.
Конструкторы / деструкторы Конструкторы, финализаторы (finalize() — устарел), управление памятью через GC. Конструкторы и деструкторы с детерминированным временем вызова (RAII).
Шаблоны / Дженерики Generics — стираются при компиляции (type erasure). Templates — создают реальные версии кода на этапе компиляции (code generation).
Функции и лямбды Лямбды и Stream API (с Java 8). Лямбды, функторы, std::function (C++11+).
Исключения Checked и unchecked исключения, try/catch/finally. Исключения (throw, catch), но checked отсутствуют. Можно полностью отключить (-fno-exceptions).
Коллекции List, Map, Set, Queue (java.util.*) + Stream API. STL (vector, map, set, queue, list, unordered_map, и т.д.).
Работа с файлами / I/O java.io, java.nio, Files.readAllLines() fstream, ifstream, ofstream, std::filesystem.
Параллелизм и многопоточность Потоки (Thread, Executor, CompletableFuture), синхронизация synchronized. Потоки (std::thread), мьютексы (std::mutex), атомики, std::async, future.
Асинхронность CompletableFuture, Reactive Streams (WebFlux). std::future, std::async, корутины (C++20 co_await).
Работа с сетью java.net, HttpClient, NIO Channels, Spring WebClient. Boost.Asio, cpprestsdk, cpr, libcurl.
Модули и зависимости Maven / Gradle; JAR, WAR; Java Modules (JPMS). CMake, Makefile, Conan, vcpkg; #include + линковка библиотек.
Тестирование JUnit, TestNG, Mockito. GoogleTest (gtest), Catch2, doctest.
Документация Javadoc. Doxygen, комментарии ///.
Логирование SLF4J, Log4j, Logback. spdlog, loguru, Boost.Log.
Фреймворки / Web Spring Boot, Jakarta EE, Micronaut, Quarkus. Crow, Pistache, CppRest, Drogon, oatpp.
ORM и БД Hibernate, JPA, MyBatis, Spring Data. SOCI, ODB ORM, sqlitecpp, pqxx, nanodbc.
GUI JavaFX, Swing, AWT. Qt, wxWidgets, ImGui, FLTK.
Игровые движки jMonkeyEngine, LibGDX. Unreal Engine, Unity (через C#), Godot (C++ core).
Безопасность / шифрование Java Cryptography API, BouncyCastle. OpenSSL, libsodium, Botan.
Документирование API OpenAPI через springdoc. Doxygen + OpenAPI bindings.
Инструменты сборки / CI Maven, Gradle, Jenkins, GitLab CI. CMake, Make, Bazel, Ninja, Conan, GitHub Actions.
Пакетирование / деплой JAR/WAR под JVM, Docker, Kubernetes. Нативные бинарники (.exe, ELF), статическая или динамическая линковка.
Производительность Высокая, но JIT и GC добавляют оверхед. Выше, чем у Java; ближе к аппаратному уровню.
Размер приложения JAR + JVM (~20–100 МБ). Один бинарник (~1–10 МБ), без рантайма.
Кроссплатформенность JVM обеспечивает независимость от ОС. Кроссплатформенность достигается перекомпиляцией (Windows/Linux/macOS).
Сборка мусора Автоматическая (GC). Нет GC; управление вручную или через RAII.
Многопоточность и синхронизация Встроенная модель Thread, synchronized, volatile. std::thread, std::mutex, std::atomic, std::lock_guard, condition_variable.
Функциональные возможности Лямбды, Streams, Optional, pattern matching (в новых версиях). Лямбды, ranges (C++20), std::optional, variant, concepts.
Современные стандарты Java 17+ (LTS), Java 21 (в 2024). C++17, C++20, C++23 (развитие STL, ranges, modules).
Преимущества Простота и безопасность, кроссплатформенность, автоматическая память, огромная экосистема. Максимальный контроль, скорость, возможности low-level, гибкость и zero-cost абстракции.
Недостатки Медленнее C++; требует JVM; verbose синтаксис. Сложный язык, ручное управление памятью, возможны утечки.
Типичные области применения Корпоративные системы, Android, микросервисы, FinTech, backend. Системное ПО, игры, high-performance, embedded, компиляторы, движки, графика.
Крупные проекты Minecraft, Kafka, Jenkins, Hadoop. Chrome, Unreal Engine, Windows, Blender, MySQL.
Философия Безопасность и переносимость важнее скорости. Контроль и производительность важнее простоты.
https://webprogr.ru/~Opr1n
Короткая ссылка на новость:https://webprogr.ru/~Opr1n


// Пример кода
function hello(name) {
  console.log(`Hi, ${name}!`);
}
hello("Sergey");

Последние новости

Рейтинг@Mail.ru