| Категория | Java | C++ |
|---|---|---|
| Общее позиционирование | Высокоуровневый объектно-ориентированный язык, работающий на JVM. «Пиши один раз — запускай везде». Корпоративный, безопасный, GC, развитая экосистема. | Универсальный системный язык, компилируемый в машинный код. Максимальный контроль над памятью и производительностью. Используется от микроконтроллеров до ядра ОС. |
| Парадигма | Объектно-ориентированный, частично функциональный (Streams, lambda). | Мультипарадигменный: процедурный, ООП, шаблонный (template), функциональный. |
| Пример “Hello World” |
public class App { public static void main(String[] args){ System.out.println("Hello, World"); } }
|
#include <iostream> using namespace std; int main(){ cout << "Hello, World"; }
|
| Компиляция и запуск |
javac → байткод → JVM → JIT
|
g++ main.cpp -o main && ./main (AOT-компиляция в машинный код)
|
| Типизация | Статическая и строгая, с автоматической упаковкой/распаковкой примитивов. |
Статическая, строгая, с возможностью вывода типа (auto с C++11).
|
| Исполняемая среда | Требуется JVM. | Нативный бинарник без виртуальной машины. |
| Память и управление | Автоматический GC; нет указателей, только ссылки. |
Ручное управление памятью (new/delete) + RAII + умные указатели (unique_ptr, shared_ptr).
|
| Производительность | Высокая, но ниже, чем у нативного кода (из-за JVM и GC). | Максимальная, ближе всего к C и ассемблеру; управление на уровне железа. |
| Переменные и типы |
int x = 10; double y = 3.14;
|
int x = 10; double y = 3.14; auto z = x + y;
|
| Классы и объекты |
Только ссылочные типы; всё создаётся через new; всё наследует Object.
|
Классы и структуры; могут быть на стеке или в куче; множественное наследование; нет общего базового класса. |
| Интерфейсы и абстракция |
Интерфейсы (interface) и абстрактные классы; реализация через implements / extends.
|
Абстрактные классы и виртуальные функции (virtual), чисто виртуальные методы (=0). Нет отдельного ключевого слова “interface”.
|
| ООП и наследование | Одно наследование классов, множественная реализация интерфейсов. | Полное множественное наследование, включая реализацию; разрешение конфликтов через виртуальные базы. |
| Инкапсуляция |
Модификаторы доступа: public, private, protected, package-private.
|
Такие же уровни (public, private, protected), без пакетной области.
|
| Полиморфизм | Виртуальные методы по умолчанию (через интерфейсы). |
Виртуальные методы явные; можно отключать (final) или включать вручную.
|
| Конструкторы / деструкторы |
Конструкторы, финализаторы (finalize() — устарел), управление памятью через GC.
|
Конструкторы и деструкторы с детерминированным временем вызова (RAII). |
| Шаблоны / Дженерики | Generics — стираются при компиляции (type erasure). | Templates — создают реальные версии кода на этапе компиляции (code generation). |
| Функции и лямбды | Лямбды и Stream API (с Java 8). | Лямбды, функторы, std::function (C++11+). |
| Исключения |
Checked и unchecked исключения, try/catch/finally.
|
Исключения (throw, catch), но checked отсутствуют. Можно полностью отключить (-fno-exceptions).
|
| Коллекции |
List, Map, Set, Queue (java.util.*) + Stream API.
|
STL (vector, map, set, queue, list, unordered_map, и т.д.).
|
| Работа с файлами / I/O |
java.io, java.nio, Files.readAllLines()
|
fstream, ifstream, ofstream, std::filesystem.
|
| Параллелизм и многопоточность |
Потоки (Thread, Executor, CompletableFuture), синхронизация synchronized.
|
Потоки (std::thread), мьютексы (std::mutex), атомики, std::async, future.
|
| Асинхронность | CompletableFuture, Reactive Streams (WebFlux). |
std::future, std::async, корутины (C++20 co_await).
|
| Работа с сетью | java.net, HttpClient, NIO Channels, Spring WebClient. |
Boost.Asio, cpprestsdk, cpr, libcurl.
|
| Модули и зависимости | Maven / Gradle; JAR, WAR; Java Modules (JPMS). | CMake, Makefile, Conan, vcpkg; #include + линковка библиотек. |
| Тестирование | JUnit, TestNG, Mockito. | GoogleTest (gtest), Catch2, doctest. |
| Документация | Javadoc. |
Doxygen, комментарии ///.
|
| Логирование | SLF4J, Log4j, Logback. | spdlog, loguru, Boost.Log. |
| Фреймворки / Web | Spring Boot, Jakarta EE, Micronaut, Quarkus. | Crow, Pistache, CppRest, Drogon, oatpp. |
| ORM и БД | Hibernate, JPA, MyBatis, Spring Data. | SOCI, ODB ORM, sqlitecpp, pqxx, nanodbc. |
| GUI | JavaFX, Swing, AWT. | Qt, wxWidgets, ImGui, FLTK. |
| Игровые движки | jMonkeyEngine, LibGDX. | Unreal Engine, Unity (через C#), Godot (C++ core). |
| Безопасность / шифрование | Java Cryptography API, BouncyCastle. | OpenSSL, libsodium, Botan. |
| Документирование API | OpenAPI через springdoc. | Doxygen + OpenAPI bindings. |
| Инструменты сборки / CI | Maven, Gradle, Jenkins, GitLab CI. | CMake, Make, Bazel, Ninja, Conan, GitHub Actions. |
| Пакетирование / деплой | JAR/WAR под JVM, Docker, Kubernetes. | Нативные бинарники (.exe, ELF), статическая или динамическая линковка. |
| Производительность | Высокая, но JIT и GC добавляют оверхед. | Выше, чем у Java; ближе к аппаратному уровню. |
| Размер приложения | JAR + JVM (~20–100 МБ). | Один бинарник (~1–10 МБ), без рантайма. |
| Кроссплатформенность | JVM обеспечивает независимость от ОС. | Кроссплатформенность достигается перекомпиляцией (Windows/Linux/macOS). |
| Сборка мусора | Автоматическая (GC). | Нет GC; управление вручную или через RAII. |
| Многопоточность и синхронизация |
Встроенная модель Thread, synchronized, volatile.
|
std::thread, std::mutex, std::atomic, std::lock_guard, condition_variable. |
| Функциональные возможности | Лямбды, Streams, Optional, pattern matching (в новых версиях). |
Лямбды, ranges (C++20), std::optional, variant, concepts.
|
| Современные стандарты | Java 17+ (LTS), Java 21 (в 2024). | C++17, C++20, C++23 (развитие STL, ranges, modules). |
| Преимущества | Простота и безопасность, кроссплатформенность, автоматическая память, огромная экосистема. | Максимальный контроль, скорость, возможности low-level, гибкость и zero-cost абстракции. |
| Недостатки | Медленнее C++; требует JVM; verbose синтаксис. | Сложный язык, ручное управление памятью, возможны утечки. |
| Типичные области применения | Корпоративные системы, Android, микросервисы, FinTech, backend. | Системное ПО, игры, high-performance, embedded, компиляторы, движки, графика. |
| Крупные проекты | Minecraft, Kafka, Jenkins, Hadoop. | Chrome, Unreal Engine, Windows, Blender, MySQL. |
| Философия | Безопасность и переносимость важнее скорости. | Контроль и производительность важнее простоты. |
| Категория | Java | C++ |
|---|---|---|
| Общее позиционирование | Высокоуровневый объектно-ориентированный язык, работающий на JVM. «Пиши один раз — запускай везде». Корпоративный, безопасный, GC, развитая экосистема. | Универсальный системный язык, компилируемый в машинный код. Максимальный контроль над памятью и производительностью. Используется от микроконтроллеров до ядра ОС. |
| Парадигма | Объектно-ориентированный, частично функциональный (Streams, lambda). | Мультипарадигменный: процедурный, ООП, шаблонный (template), функциональный. |
| Пример “Hello World” |
public class App { public static void main(String[] args){ System.out.println("Hello, World"); } }
|
#include <iostream> using namespace std; int main(){ cout << "Hello, World"; }
|
| Компиляция и запуск |
javac → байткод → JVM → JIT
|
g++ main.cpp -o main && ./main (AOT-компиляция в машинный код)
|
| Типизация | Статическая и строгая, с автоматической упаковкой/распаковкой примитивов. |
Статическая, строгая, с возможностью вывода типа (auto с C++11).
|
| Исполняемая среда | Требуется JVM. | Нативный бинарник без виртуальной машины. |
| Память и управление | Автоматический GC; нет указателей, только ссылки. |
Ручное управление памятью (new/delete) + RAII + умные указатели (unique_ptr, shared_ptr).
|
| Производительность | Высокая, но ниже, чем у нативного кода (из-за JVM и GC). | Максимальная, ближе всего к C и ассемблеру; управление на уровне железа. |
| Переменные и типы |
int x = 10; double y = 3.14;
|
int x = 10; double y = 3.14; auto z = x + y;
|
| Классы и объекты |
Только ссылочные типы; всё создаётся через new; всё наследует Object.
|
Классы и структуры; могут быть на стеке или в куче; множественное наследование; нет общего базового класса. |
| Интерфейсы и абстракция |
Интерфейсы (interface) и абстрактные классы; реализация через implements / extends.
|
Абстрактные классы и виртуальные функции (virtual), чисто виртуальные методы (=0). Нет отдельного ключевого слова “interface”.
|
| ООП и наследование | Одно наследование классов, множественная реализация интерфейсов. | Полное множественное наследование, включая реализацию; разрешение конфликтов через виртуальные базы. |
| Инкапсуляция |
Модификаторы доступа: public, private, protected, package-private.
|
Такие же уровни (public, private, protected), без пакетной области.
|
| Полиморфизм | Виртуальные методы по умолчанию (через интерфейсы). |
Виртуальные методы явные; можно отключать (final) или включать вручную.
|
| Конструкторы / деструкторы |
Конструкторы, финализаторы (finalize() — устарел), управление памятью через GC.
|
Конструкторы и деструкторы с детерминированным временем вызова (RAII). |
| Шаблоны / Дженерики | Generics — стираются при компиляции (type erasure). | Templates — создают реальные версии кода на этапе компиляции (code generation). |
| Функции и лямбды | Лямбды и Stream API (с Java 8). | Лямбды, функторы, std::function (C++11+). |
| Исключения |
Checked и unchecked исключения, try/catch/finally.
|
Исключения (throw, catch), но checked отсутствуют. Можно полностью отключить (-fno-exceptions).
|
| Коллекции |
List, Map, Set, Queue (java.util.*) + Stream API.
|
STL (vector, map, set, queue, list, unordered_map, и т.д.).
|
| Работа с файлами / I/O |
java.io, java.nio, Files.readAllLines()
|
fstream, ifstream, ofstream, std::filesystem.
|
| Параллелизм и многопоточность |
Потоки (Thread, Executor, CompletableFuture), синхронизация synchronized.
|
Потоки (std::thread), мьютексы (std::mutex), атомики, std::async, future.
|
| Асинхронность | CompletableFuture, Reactive Streams (WebFlux). |
std::future, std::async, корутины (C++20 co_await).
|
| Работа с сетью | java.net, HttpClient, NIO Channels, Spring WebClient. |
Boost.Asio, cpprestsdk, cpr, libcurl.
|
| Модули и зависимости | Maven / Gradle; JAR, WAR; Java Modules (JPMS). | CMake, Makefile, Conan, vcpkg; #include + линковка библиотек. |
| Тестирование | JUnit, TestNG, Mockito. | GoogleTest (gtest), Catch2, doctest. |
| Документация | Javadoc. |
Doxygen, комментарии ///.
|
| Логирование | SLF4J, Log4j, Logback. | spdlog, loguru, Boost.Log. |
| Фреймворки / Web | Spring Boot, Jakarta EE, Micronaut, Quarkus. | Crow, Pistache, CppRest, Drogon, oatpp. |
| ORM и БД | Hibernate, JPA, MyBatis, Spring Data. | SOCI, ODB ORM, sqlitecpp, pqxx, nanodbc. |
| GUI | JavaFX, Swing, AWT. | Qt, wxWidgets, ImGui, FLTK. |
| Игровые движки | jMonkeyEngine, LibGDX. | Unreal Engine, Unity (через C#), Godot (C++ core). |
| Безопасность / шифрование | Java Cryptography API, BouncyCastle. | OpenSSL, libsodium, Botan. |
| Документирование API | OpenAPI через springdoc. | Doxygen + OpenAPI bindings. |
| Инструменты сборки / CI | Maven, Gradle, Jenkins, GitLab CI. | CMake, Make, Bazel, Ninja, Conan, GitHub Actions. |
| Пакетирование / деплой | JAR/WAR под JVM, Docker, Kubernetes. | Нативные бинарники (.exe, ELF), статическая или динамическая линковка. |
| Производительность | Высокая, но JIT и GC добавляют оверхед. | Выше, чем у Java; ближе к аппаратному уровню. |
| Размер приложения | JAR + JVM (~20–100 МБ). | Один бинарник (~1–10 МБ), без рантайма. |
| Кроссплатформенность | JVM обеспечивает независимость от ОС. | Кроссплатформенность достигается перекомпиляцией (Windows/Linux/macOS). |
| Сборка мусора | Автоматическая (GC). | Нет GC; управление вручную или через RAII. |
| Многопоточность и синхронизация |
Встроенная модель Thread, synchronized, volatile.
|
std::thread, std::mutex, std::atomic, std::lock_guard, condition_variable. |
| Функциональные возможности | Лямбды, Streams, Optional, pattern matching (в новых версиях). |
Лямбды, ranges (C++20), std::optional, variant, concepts.
|
| Современные стандарты | Java 17+ (LTS), Java 21 (в 2024). | C++17, C++20, C++23 (развитие STL, ranges, modules). |
| Преимущества | Простота и безопасность, кроссплатформенность, автоматическая память, огромная экосистема. | Максимальный контроль, скорость, возможности low-level, гибкость и zero-cost абстракции. |
| Недостатки | Медленнее C++; требует JVM; verbose синтаксис. | Сложный язык, ручное управление памятью, возможны утечки. |
| Типичные области применения | Корпоративные системы, Android, микросервисы, FinTech, backend. | Системное ПО, игры, high-performance, embedded, компиляторы, движки, графика. |
| Крупные проекты | Minecraft, Kafka, Jenkins, Hadoop. | Chrome, Unreal Engine, Windows, Blender, MySQL. |
| Философия | Безопасность и переносимость важнее скорости. | Контроль и производительность важнее простоты. |
// Пример кода
function hello(name) {
console.log(`Hi, ${name}!`);
}
hello("Sergey");