Организация магистерского исследования

Организация магистерского исследования

Общие положения

Магистерская диссертация выполняется в итоге обучения по магистерской программе, «Магистр - это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области» [10, c.5].

К качеству подготовки магистра применяются ряд достаточно высоких требований: «Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности» [10, c.5].

Магистерская диссертация – содержательно завершенная, самостоятельная, логичная, квалификационная работа: «это самостоятельная научно исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи» [13, c.4].

Качественное написание выпускной квалификационной работы может являться показателем готовности магистра к профессиональной и научной деятельности: «Магистерская диссертация (лат. исследование, рассуждение) есть самостоятельное научное сочинение, призванное подтвердить высокий академический уровень выпускника, его способность решать сложные практические и теоретические задачи, включая подготовку научных результатов и формулирование элементов научной новизны» [1, c.6].

Содержание магистерской диссертации должно решать задачи связанные с прикладной информатикой, и может решать научно-практические, научно-исследовательские, задачи проектирования, организационные задачи: «Магистерская диссертация является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность магистерской диссертации подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность выпускной квалификационной работы магистра предполагает ее оригинальность, принципиальную новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и  положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются» [18, c.6].

Диссертация защищается публично, «Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, приобретение соответствующих компетенций, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи» [10, c.6-7].

Магистрант в процессе написания магистерской диссертации получает навыки проведения научных, научно-практических исследований, получает опыт решения задач разработок в области прикладной информатики, получает навыки логического и научного формулирования и написания научных материалов: «При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения» [10, c.6].

Одной из  базовых задач написания магистерской диссертации является приобретение магистрантом профессионально значимых качеств: «в ходе работы над ней и ее публичной защиты решаются следующие образовательные задачи:

- происходит углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению магистерской подготовки» [18, c.7];

«- развивается умение критически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы и подходы при решении проблем в исследуемой области;

- формируются навыки планирования и проведения научного исследования, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов проведенного исследования;

- развивается умение применять полученные знания при решении прикладных задач по направлению подготовки, разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения;

- закрепляются навыки презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций» [18, c.7].

Магистерская диссертация должна отвечать ряду обязательных требований: « - магистерская диссертация должна быть целостным и законченным научным сочинением, в ней должны быть рассмотрены все основные аспекты выделенного объекта и предмета исследования;

- стиль изложения материала в магистерской диссертации должен быть строго научным, логичным и доказательным, исключая моменты чрезмерной конкретизации и детализации материала, а также схематичного и конспективного изложения;

- магистерская диссертация должна быть написана простым, понятным языком, исключая простонародные выражения и усложненную научную фразеологию;

- магистерская диссертация должна включать пронумерованные формулы, рисунки, таблицы, графики и диаграммы и иные средства;

- плагиат и компиляция в научной работе в целом и в магистерской диссертации в частности не допускаются. Необходимо четко указывать, из каких именно источников цитируется материал» [15, c.8].

Особенности руководства написанием магистерской диссертации

К каждому магистранту прикрепляется научный руководитель, которыми могут являться только люди, имеющие ученую степень и ученое звание.

Научный руководитель решает ряд руководящих, образовательных, научных, контролирующих задач:

- оказывает помощь в составлении плана работы;

« - оказывает магистранту помощь в разработке индивидуального графика работы на весь период выполнения магистерской диссертации;

- помогает магистранту в составлении рабочего плана магистерской диссертации, подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения диссертации.

- проводит консультации с магистрантом, оказывает ему необходимую методическую помощь;

- проверяет выполнение работы и ее частей;

- представляет письменный отзыв на диссертацию с рекомендацией ее к защите или с отклонением от защиты;

- оказывает помощь (консультирует магистранта) в подготовке презентации магистерской диссертации для ее защиты» [13, c.7].

Научный руководитель контролирует самостоятельность написания магистрантом научной работы: «Магистерская диссертация должна выполняться магистрантами самостоятельно, творчески, с учетом возможностей реализации отдельных частей магистерской диссертации на практике. Каждое принятое решение должно быть тщательно продумано» [10, c.11-12].

Ни одно предложение и словосочетание магистерской диссертации не может быть переписано из каких-либо источников, за исключением непосредственного цитирования, оформляемого по ГОСТу. Научный руководитель контролирует самостоятельность написания магистрантом магистерской диссертации с использование современных средств, служащих цели исключения плагиата:

1. Прежде всего системы «Антиплагиат» http://www.antiplagiat.ru (Рис. 1) , возможности по пользованию системы предоставляются непосредственно вузам, включая РГУИТП (Пензенский филиал) и научный руководитель и магистрант, могут получить доступ к использованию системы, предоставленный вузу. Тексты можно проверять и без предоставляемого доступа вузу, с некоторыми ограничениями.

антиплагиат.png

Рис 1. http://www.antiplagiat.ru

2. Параллельно можно использовать и аналогичные проекты например: http://text.ru (Рис. 2).

текст.png

Рис 2. http://text.ru

Первая система может проверять совпадения с преимущественно научными текстами, занесенными в базу знаний. Вторая проверяет текст на совпадение с материалами, представленными в интернете. Результатом проверки являются конкретные ссылки на материалы в интернете, процент совпадения, возможно выделение конкретных словосочетаний, совпадение которых с найденными материалами было определено.

Руководитель предоставляет рекомендации по используемой литературе, содержанию, оформлению, структуре диссертации.

Магистрант сам разрабатывает начальный вариант задания на диссертацию, после чего его корректирует научный руководитель. Задание содержит план разработки магистерской диссертации, исходный список литературных источников.

Кроме того магистранту может быть назначен еще консультант, который может давать рекомендации по отдельным разделам диссертации.

Магистрант должен регулярно информировать научного руководителя о реализации этапов разработки магистерской диссертации, задавать вопросы по затруднительным моментам, возникшим в процессе разработки. Написанные части диссертации предоставляются руководителю для контроля и коррекции в процессе создания. По завершению написания предоставляется окончательный текст. Тоже относиться и к материалам разрабатываем и прилагаемым к магистерской диссертации (автоматизированная информационная система, автоматизированное рабочее место, программное обеспечение и т.д.).

Руководитель разрабатывает отзыв, характеризующий качество диссертации, делает заключение о возможности или невозможности вынести магистерскую диссертацию на защиту и возможности присвоения выпускнику квалификации магистра прикладной информатики.

Диссертация, отзыв и сопутствующие материалы предоставляются на кафедру, для предварительной защиты.

Таким образом, основную работу по написанию магистерской диссертации и разработки сопутствующих материалов решает сам магистрант, он является автором диссертации и не может требовать от руководителя непосредственного написания частей текста диссертации, разработки программного обеспечения, поиска материала: «Нужно помнить, что руководители магистерской диссертации дают рекомендации, что и как выполнять, а принимает окончательное решение и отвечает за сделанное только автор магистерской диссертации» [10, c.12].

Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович


Источник для цитирования и ссылок: Румянцев С.А. Магистерская диссертация в теории и методике профессионального образования: учебное пособие / С.А. Румянцев; ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП. - Пенза: Издательство ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП, 2014. - 65 с.

Короткая ссылка на новость: https://webprogr.ru/~8v4zB