Научная новизна. Теоретическая и практическая значимость. Методология и методы исследования.

Научная новизна. Теоретическая и практическая значимость. Методология и методы исследования.

Научная новизна

Научная новизна (около трех пунктов) – это теоретические разработки, которые выполняются в процессе написания магистерской диссертации и не имеющие конкретного аналогичного решения в науке и практике на данный момент: «Научная новизна диссертационного исследования – это признак, на­личие которого дает автору право на использование понятия "впервые" при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом» [1, c.22].

 Это может быть и новый способ решения задачи, отличающийся от существующих на данный момент, и имеющий какие-то ни было преимущества относительно аналогов. Это может быть новый подход к решению поставленной задачи. Это может быть вновь созданная модель решения задач. Это может быть новая разработанная методика.

Теоретическая значимость

Научная новизна определяет теоретическую значимость, ее необходимо выделить из описания научной новизны, конкретизировать и изложить в виде недвусмысленного сочетания слов.

Практическая значимость

Практическая значимость может порождаться теоретической значимостью: «определение «практическая значимость» отражает реализацию научной новизны и свидетельствует об оправданности, необходимости выполнения диссертационных исследований, позволяющих что-то создать, улучшить и т.д., т.е. получить определенный эффект, выгоду» [1, c.25].

Практическую значимость можно понимать как новые прикладные результаты, либо алгоритмы действий, либо методики, либо программное обеспечение, автоматизированные информационные системы, автоматизированное рабочее место, применимые в реальной практике: «Практическая значимость диссертационной работы определяет возможность использования полученных автором результатов в той или иной области науки, производства, образования и т.д.» [1, c.25].

Не всегда, но часто, практическая значимость должна давать определенный экономический эффект, приводить к экономии средств, экономии времени, объединять усилия профессионалов по решению определенных задач, практическая значимость может заключаться во внедрении рассматриваемых в магистерской диссертации вопросов в практику посредством донесения ее материалов до людей, которые могли бы использовать ее материалы на практике:  «Практическая значимость может проявиться в публикациях основных результатов исследования в научных статьях, монографиях, учебниках; в наличии авторских свидетельств (ныне – патентов, прим. автора), актов о внедрении результатов исследования в практику; апробации результатов исследования на научно-практических конференциях и симпозиумах; в использовании научных разработок в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений, в участии в разработке государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства; использовании результатов исследования при подготовке новых нормативных и методических документов и т.д» [1, c.25].

Методология

Под методологией можно понимать подходы и принципы исследовательских техник, методов, процедур, которые можно использовать в процессе исследования, а также их систему.

Методология должна:

- конкретизировать цели проблемы исследования на практике и определить основу изучаемых вопросов;

 «-   дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце магистерской диссертации» [16, c.9].

Методология исследования позволяет определить каким образом будет проводиться исследование: «Выявление объекта и предмета исследования определяет выбор соответствующих способов познания. В системе и приемов и способов познания обычно выделяют следующие:

1) логику в качество всеобщего метода познания, включая формальную и диалектическую логику;

2) общенаучные методы познания: системный подход, структурно-функциональный анализ и т.п.; » [15].

3) способы потребления информации смежных наук.

4) способы познания применяемые в прикладной информатике.

Методы исследования

В качестве методов исследования могут выступать математические методы, инструменты и средства используемые в процессе магистерского исследования.


Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник для цитирования и ссылок: Румянцев С.А. Магистерская диссертация в теории и методике профессионального образования: учебное пособие / С.А. Румянцев; ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП. - Пенза: Издательство ПРЦВШ (филиал) ФГБОУ ВПО РГУИТП, 2014. - 65 с.

Короткая ссылка на новость: https://webprogr.ru/~nC9lY