Важным для достаточно эффективной познавательной деятельности является сосредоточение на материале: «Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает» [33,187]. Необходимо помнить, что невозможно сосредоточится сразу на двух действиях: «Эксперименты по аккомодации внимания показали невозможность одновременного достижения сознания двумя конкурирующими возбудителями» [22,60]. Поэтому целесообразно использовать во время работы максимально возможное сосредоточение на одном действии (например изучении материала, подобранного для самообразования, саморазвитии или другом).
Повысить свое сосредоточение на время и во время занятия можно следующими способами:
1. Удивление, вызванное материалом, с которым человек работает: «Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший» [42,328].
2. Установление таймера и использование расписания занятий: «Хайес предлагает тактику управления вниманием – такую, как установление таймера, чтобы отмерять время занятий (и прерывать ваши мечтания, если необходимо), и установление расписания для занятий в течение дня в те периоды, когда вы наиболее активны, что может улучшить концентрацию» [76,576].
Положительный эффект в долговременном периоде могут сыграть тренировки, тренинги и упражнения по развитию навыков сосредоточения: «Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: … умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах» [36,70].
Автор: к.п.н., Румянцев Сергей Александрович
adminps
|
dsfsdaf
|